При создании «Персефоны» Стравинский хотел слить речь и музыку — создать целостное произведение из декламации, музыки и танца. Все это вместе было составлено в сложное архитектурное сооружение с чертами Элевсинской мистерии, которое венчала идея христианского самопожертвования — возрождения через смерть.
Жанр «Персефоны» — мелодрама для оратора, солирующих певцов, хора, танцоров и оркестра.
Изначально этот термин обозначал синоним оперы. Однако в эпоху французского просвещения мелодрамой стали называть пьесы с декламацией и музыкальным сопровождением. Тогда этот жанр отсылал зрителя к античной трагедии, а музыка и текст не звучали вместе, как в опере, а чередовались. Датой рождения такой мелодрамы считается 1762 год, когда была поставлена мелодрама Жан-Жака Руссо «Пигмалион»; в XVIII веке этот жанр соединял драму и пантомиму, а сюжеты в нем строились вокруг мифов.
Уже позже, в эпоху романтизма в мелодраме стали использовать реальные и бытовые ситуации, любовные конфликты и семейные драмы, появились всевозможная экзотика, ужасы и тайны. А затем с течением времени мелодрама и вовсе прекратила свое существование в виде отдельного жанра: теперь она вписывалась в качестве отдельных сцен в большие оперы.
От классической мелодрамы в «Персефоне» присутствуют следующие шесть принципов:
— в качестве сюжетной основы выбран античный миф;
— балет создает визуальное повествование;
— главная героиня должна сделать выбор между чувством и долгом;
— в сюжете действует минимум персонажей;
— очень яркая речевая декламация;
— хор выступает комментатором событий.
От романтической же мелодрамы — еще три:
Что привлекло Игоря Федоровича Стравинского в жанре мелодрамы? Фактически он объединил обе ее разновидности воедино и создал новый тип мелодрамы — неоклассический. Для того, чтобы понять ее сложную конструкцию, мы попробуем разобрать «Персефону» на части и посмотрим, из чего же она сделана.
— декламация редко звучит отдельно от музыки;
— музыкальная ткань непрерывно развивается, а не выстраивается по отдельным номерам;
— мелодекламация: музыка и слово соотносятся вертикально друг с другом.