Top.Mail.Ru
Одним из ярких символов Симфонии псалмов является вступительный к ней аккорд: он служит как бы эпиграфом. Казалось бы, в нем нет ничего особенного — это стандартное ми-минорное трезвучие, а точнее, два трезвучия в верхнем и нижнем регистрах. Однако их расположение необычно: два трезвучия отстоят друг от друга почти на целую клавиатуру рояля. Это словно символизирует гигантское расстояние между человеком и Богом и создает ощущение тревоги, смятения и колоссального внутреннего напряжения.

Аккорд этот звучит таким образом не просто так: большое расстояние воссоздает еще и звучание колокольного звона. Он звучит несколько раз и как бы призывает на молитву, играет роль «благовеста». Колокола в Симфонии псалмов — это отсылка к музыке Рахманинова, который их обожал и помещал в большую часть своих произведений. Звоны вообще являются неотъемлемой частью русской композиторской школы: впервые их воплотил в своей музыке Михаил Глинка, а затем эстафету подхватили Модест Мусоргский и Николай Римский-Корсаков. Стравинский опирается на эту традицию, однако придумывает свой собственный способ воплощения колокольности: он совмещает литавры с ударной фактурой роялей, вводит щипковые приемы игры на виолончелях, контрабасах и арфе — и получается настоящая имитация колокольных перезвонов.