Top.Mail.Ru
Стравинский ощущал себя гражданином мира: в своей музыке он свободно оперировал традициями всех национальностей и большинства композиторских школ. Он воссоздавал не только исторические стили — фольклор, средневековую музыкальную культуру, барокко, классицизм, — но и индивидуальные творческие манеры. Стравинский как будто вызывает призраки композиторов на спиритическом сеансе: свободно общается с ними, заимствует у них значимые для себя элементы, при этом всецело остается собой — переинтонирует на свой лад мелодии и нанизывает на них барочные или романтические интонации. Миксуя таким образом музыкальные языки, Стравинский приходит к технике полистилистики: это когда в одной комнате как бы находятся сразу несколько человек, говорящих на разных языках, а в одном произведении — несколько стилей разных стран и эпох. Эти люди свободно общаются друг с другом, обмениваются идеями и задумками, и через такую технику объединения стилей Стравинский как бы размышляет о судьбах искусства, роли творца в этом искусстве и о том, как все в этом многослойном пространстве связано со всем. Фактически, Стравинский создал «музыкальное эсперанто» — язык для духовного общения людей в пространстве музыкальной культуры.


В «комнате» Симфонии псалмов, напоминающей величественный собор, встречаются сразу три композитора помимо автора: Иоганн Себастьян Бах, Георг Фридрих Гендель и Сергей Рахманинов. Где можно их отыскать? Вторая часть симфонии представляет собой двойную фугу — одну из любимых форм контрапункта для Баха. Музыкальная палитра оркестра, включающая в себя преимущественно духовые инструменты, воссоздает звучание органа — главного инструмента барочных композиторов. В конце второй части появляются характерные аккорды медных духовых — яркие гармонии, характерные для ораторий и кончерто гроссо Генделя. Через оммажи этим авторам вторая часть как бы соединяет два музыкальных полюса: полифонию — свободно развивающееся многоголосие, и гармонию — яркие, но статичные звуковые вертикали. Для третьей же части Стравинский выбрал стиль современной духовной музыки, главным достижением которой считал «Всенощное бдение» Рахманинова, и в финал Симфонии псалмов включил прямую цитату из нее.