Top.Mail.Ru

«На мгновение я подумал об органе, но я не люблю органное legato sostenuto и мешанину октав, а также то, что этот монстр никогда не дышит. Дыхание духовых инструментов — главное, что привлекает меня в них…»
Орган — главный инструмент католического богослужения — по своей сути представляет большой духовой оркестр. Каждая труба органа может издавать только один звук, который издает попадающая в трубу струя воздуха. Эти трубы делятся на несколько групп. В их числе есть, например, флейтовые регистры, которые звучат мягко и очень похоже на оркестровые флейты: эти регистры так и называются — Concert Flute, Piccolo, Nachthorn. А язычковые, или тростевые регистры напоминают медные духовые: Trumpet, Trombone, Clarinet.

Да, орган способен заменить собой звучание целой группы духовых инструментов. Однако имитировать орган с помощью оркестровых тембров и отобразить его присутствие в оркестре — задача непростая. Стравинский для этого расширяет группу духовых инструментов в натуральных строях. Он использует флейты (целых пять), гобой, английский рожок, фагот, контрфагот, различные трубы, тромбоны и тубу; к этому всему добавляются два фортепиано, на котором при желании тоже можно имитировать звучание органа.

Возникает закономерный вопрос: к чему все эти ухищрения, ведь можно просто ввести орган в состав оркестра? Но Стравинский преследует иную цель: в Симфонии псалмов звучит не сам орган, но его мета-идея. Ему нужно не столько тембровое звучание органа, сколько его символизм. Для Стравинского введение органа в партитуру — это мистификация органа, или, если угодно, концепция органа как главного инструмента западноевропейской религиозности.