Почему же Симфония псалмов — это именно симфония, а не кантата, оратория или концерт? Во-первых, Стравинскому была заказана именно симфония с развитыми оркестровыми партиями — она должна была прозвучать на юбилее Бостонского симфонического оркестра. Во-вторых, как раз до получения заказа Стравинский размышлял над идеей произведения с религиозной тематикой для хора и оркестра на основе православных богослужебных текстов. А получив заказ, изменил замысел, перетекстовал уже написанные эпизоды на латыни и создал мощную духовно-религиозную фабулу, отражавшую многовековую историю христианской музыки.
Конечно, Симфония псалмов не очень напоминает традиционную симфонию. Она представляет собой гибрид духовной кантаты и концерта — кончерто гроссо. К тому же симфония короткая, она стремительно заканчивается, и первая мысль после ее окончания: — Хочется еще. Это скорее концепция симфонии, в которую упакована вся история музыки — всевозможные стили, оммажи композиторам, инструментарий сразу двух мировых религий (орган и колокола), а в пении хора целых три языка церковной музыки — григорианские молитвы, протестантские хоралы и православные песнопения. Однако вместе с тем симфония следует классической традиции бетховенского крупного цикла со структурой тезис-антитезис-синтез. Хор и оркестр ведут здесь напряженный диалог — но на самом деле этот диалог ведет композитор сам с собой.