fbpx
Событие в рамках резиденции в Доме Радио
Событие в рамках резиденции в Доме Радио
Событие в рамках резиденции в Доме Радио
Событие в рамках резиденции в Доме Радио
Событие в рамках резиденции в Доме Радио
Событие в рамках резиденции в Доме Радио
Событие в рамках резиденции в Доме Радио
Событие в рамках резиденции в Доме Радио
Событие в рамках резиденции в Доме Радио
27 января, 21:00

Алексей Любимов: Моцарт. Сонаты для клавира

Купить билет

Согласно постановлению правительства Санкт-Петербурга, посетителям необходимо иметь QR-код, подтверждающий факт вакцинации против коронавирусной инфекции или перенесенного заболевания COVID-19, либо справку о медотводе с отрицательным ПЦР-тестом.

Программа

Вольфганг Амадей Моцарт

Соната для клавира №8 ля минор, KV 310
Соната для клавира №15 фа мажор, KV 533/494

антракт

Соната для клавира №9 ре мажор, KV 311
Соната для клавира №14 до минор, KV 457

Подробнее

Алексей Любимов – выдающийся российский пианист, сыгравший огромную роль в продвижении старинной и современной музыки на территории бывшего СССР и за рубежом, один из крупнейших в мире специалистов по исполнительству на исторических клавирах, даст сольный концерт в Доме Радио. Алексей Любимов исполнит четыре клавирные сонаты Вольфганга Амадея Моцарта, сгруппированные в две пары: раннее – зрелое сочинение. Две сонаты, написанные Моцартом в минорных тональностях, образуют своего рода арку – патетичную и многозначительную.

Соната №8 ля минор, KV 310 была написана 22-хлетним Моцартом летом 1778 года во время трагической поездки в Париж. Надежды найти постоянную работу во французской столице не оправдались, заказанные Моцарту произведения не оплачивались, наконец, 3 июля на руках композитора умерла его мать. Соната написана в необычной тональности, которую Йозеф Гайдн называл тональностью смерти. Начинается произведение в высоком патетическом духе, заканчивается Рондо, полным смятения. В средней части цитируется тема из сонаты старшего современника Моцарта Иоганна Шобарта.

Соната №15 фа мажор, KV 533/494 была закончена в Вене 3 января 1788 года. Моцарту 32 года, и в его жизни только что совершилось несколько радостных событий: предыдущей осенью в Праге состоялась премьера оперы «Дон Жуан», в декабре после смерти Кристофа Виллибальда Глюка Моцарт получил должность императорского камерного композитора и музыканта с постоянным жалованьем, наконец, 27 декабря у композитора и его жены Констанции родилась первая дочь – Терезия. У этой жизнерадостной сонаты два номера по каталогу Кехеля: ее финалом стало прежде созданное и частично переписанное Рондо.

Соната №9 ре мажор, KV 311 была создана в ноябре-декабре 1777 года, когда Моцарт пребывал в Мангейме, играл в домашних концертах при дворе курфюрста и давал уроки клавира его побочным детям. Места композитора при придворной капелле Моцарт так и не добился и был вынужден покинуть этот весьма музыкальный город, несмотря на первую настоящую любовь, которой он воспылал к начинающей певице, дочери суфлера мангеймского театра Алоизии Вебер. Соната №9 была написана одновременно с Сонатой №7, в то время как Соната №8 появилась на свет спустя полгода – и в совсем других обстоятельствах. Все три произведения были опубликованы в Париже в 1782 году как Opus IV.

Наконец, знаменитая Соната №14 до минор, KV 457, предвещающая «Патетическую сонату» Бетховена, была закончена 14 октября 1784 года, посвящена одной из учениц Моцарта Терезии фон Траттер и опубликована в 1785-м вместе с Фантазией до минор KV 475 как Opus XI. В это время Моцарт живет в Вене как «свободный художник», не имея официальной службы после бегства из Зальцбурга в 1781 году. Композитор вступил в масонскую ложу, познакомился и подружился с Йозефом Гайдном. Он очень успешен как композитор и востребован как музыкант-исполнитель. Женат на Констанции Вебер, в семье появился первый сын. Между тем, Соната №14 – едва ли не самое драматичное произведение Моцарта для клавира. Это вторая и последняя соната композитора, написанная в минорной тональности.

Алексей Борисович Любимов (р. 1944) – народный артист Российской Федерации (2003), лауреат многих международных конкурсов. В 1997 году создал и возглавил первый в России факультет исторического и современного исполнительского искусства (ФИСИИ) Московской государственной консерватории в содружестве с Наталией Гутман и Назаром Кожухарем, до 2010 года был деканом этого факультета. С 1998 года – профессор Университета «Моцартеум» в Зальцбурге. Любимов создал несколько камерных ансамблей («Музыка – XX век», «Московский барочный квартет», «Академия старинной музыки» вместе с Татьяной Гринденко, «Ансамбль старинной музыки Московской консерватории»), а также фестивалей старинной и современной музыки: «Альтернатива» в Москве, фестивали авангардной музыки в Риге, Таллине и Санкт-Галлене (Австрия). Ведущие композиторы современности, включая Галину Уствольскую, Валентина Сильвестрова и Арво Пярта, посвятили ему свои сочинения. Дискография Любимова насчитывает свыше 50 дисков, в том числе на фирмах «Erato», «Bis», «Sony», «ECM» и «Decca», включая классику от Гайдна до Шопена на исторических инструментах и музыку XX века от Сати до Кейджа и от Волконского до Карманова.

Участники:

Алексей Любимов

Поделиться:

Алексей Любимов: Моцарт. Сонаты для клавира

Купить билет

Ближайшие события резиденции

Событие в рамках резиденции в Доме Радио
Событие в рамках резиденции в Доме Радио
Событие в рамках резиденции в Доме Радио
Событие в рамках резиденции в Доме Радио
Событие в рамках резиденции в Доме Радио
Событие в рамках резиденции в Доме Радио

fbpx
An event of Dom Radio residency
An event of Dom Radio residency
An event of Dom Radio residency
An event of Dom Radio residency
An event of Dom Radio residency
An event of Dom Radio residency
An event of Dom Radio residency
An event of Dom Radio residency
An event of Dom Radio residency
January 27, 21:00

Alexei Lubimov: Mozart. Sonatas for Clavier

Buy Ticket

Program

Wolfgang Amadeus Mozart

Sonata for Clavier No. 8 in A minor, KV 310
Sonata for Clavier No. 15 in F major, KV 533/494

Intermission

Sonata for Clavier No. 9 in D major, KV 311
Sonata for Clavier No. 14 in C minor, KV 457

Details

Alexei Lubimov, an outstanding Russian pianist who played a huge role in promoting ancient and modern music both in the former USSR and abroad, one of the world’s leading professionals in performing on historical claviers, will give a solo performance at Dom Radio. Alexei Lubimov will perform four clavier sonatas by Wolfgang Amadeus Mozart, grouped into two pairs: an early versus a mature composition. Two sonatas written by Mozart in minor keys form a kind of an archway, pathetic and meaningful.

Sonata No. 8 in A minor, KV 310 was written by 22-year-old Mozart in the summer of 1778 during a tragic trip to Paris. Hopes of finding a permanent employment in the French capital were dashed, the works ordered from Mozart were not paid, and finally, on July 3, the composer’s mother died in his arms. The sonata is composed in an uncommon key, which Joseph Haydn called the key of death. The work begins in a high pathetic spirit, but ends with a Rondo full of confusion. In the middle part, the theme from the sonata of Mozart’s elder contemporary Johann Schobert is quoted.

Sonata No. 15 in F major, KV 533/494 was completed in Vienna on January 3, 1788. Mozart was 32 years old, and several joyful events had just taken place in his life: the premiere of the opera “Don Giovanni” had taken place in Prague the autumn before; in December, after the death of Christoph Willibald Gluck, Mozart had been appointed as the emperor’s chamber composer and musician with a regular salary; finally, on December 27, the composer and his wife Constance had had their first daughter, Theresia. This cheerful sonata has two numbers according to the Köchel Catalogue: its finale is a previously created and partially rewritten Rondo.

Sonata No. 9 in D major, KV 311 was created in November-December 1777, when Mozart stayed in Mannheim, played in the home concerts at the court of the Elector and gave clavier lessons to his illegitimate children. Mozart never obtained the position of the Court Chapel composer and had to leave this very musical city, despite the first true love that he had for an aspiring singer Aloysia Weber, the daughter of the prompter of the Mannheim theatre. Sonata No. 9 was written at the same time as Sonata No. 7, while Sonata No. 8 was born six months later – and in completely different circumstances. All three musical works were published in Paris in 1782 as Opus IV.

Finally, the famous Sonata No. 14 in C minor, KV 457, foreshadowing Beethoven’s “Sonata Pathétique”, was completed on October 14, 1784, dedicated to one of Mozart’s students Theresia von Tratter and published in 1785, together with the Fantasy in C minor, KV 475 as Opus XI. At the time, having no official employment after his flee from Salzburg in 1781, Mozart was living in Vienna as a freelance artist. The composer joined a Masonic lodge, met and became friends with Joseph Haydn. He was very successful as a composer and in demand as a performing musician. Mozart married Constance Weber, and at that time their first-born son appeared in the family. Yet Sonata No. 14 is perhaps Mozart’s most dramatic score for the clavier. This is the composer’s second and last sonata, written in a minor key.

Alexei Borisovich Lubimov (b. 1944) is People’s Artist of the Russian Federation (2003), the winner of numerous international competitions. In 1997, he created and headed the first in Russia Faculty of Historical and Contemporary Performance (FISII) at the Moscow State Conservatory in collaboration with Natalia Gutman and Nazar Kozhukhar, and until 2010 he used to be the dean of this faculty. Since 1998 he has been Professor at the Mozarteum University in Salzburg. Lubimov has created several chamber ensembles (“Music – the 20th Century”, “Moscow Baroque Quartet”, “Academy of Ancient Music” together with Tatiana Grindenko, “Ancient Music Ensemble of the Moscow Conservatory”), as well as festivals of ancient and modern music: “Alternative” in Moscow, festivals of avant-garde music in Riga, Tallinn and Sankt Gallen (Austria). The leading composers of our time, including Galina Ustvolskaya, Valentyn Silvestrov and Arvo Pärt, dedicated their compositions to Lubimov. Lyubimov’s discography includes over 50 discs, including those by Erato, Bis, Sony, ECM and Decca, encompassing classics from Haydn to Chopin on historical instruments and music of the 20th century from Sati to Cage and from Volkonsky to Karmanov.

Participants:

Alexei Lubimov

Share:

January 27, 21:00

Alexei Lubimov: Mozart. Sonatas for Clavier

Buy Ticket

Upcoming residency events