Top.Mail.Ru

«Прошли времена, когда я старался обогащать музыку. Сегодня мне хотелось бы ее строить».
Ровно 30 лет, с 1923-го по 1953-й, Стравинский писал в стиле под названием неоклассицизм, так же органично встроив его в свое творчество, как до того — неофольклоризм (подробнее — «Неофольклорист»). Постепенно Стравинский отошел от диких витальных ритмов и начал интересоваться более «высокими материями»: он вернулся к идее «чистого контрапункта« и строгим канонам классицизма.

Стравинский везде и всюду привносил в утвердившиеся нормы нечто новое — поэтому и в своей работе с неоклассицизмом стал новатором. Он брал старинные жанры — например, каприччио, — вычленял из них отдельные элементы и сопоставлял с современными техниками. Барочные и классицистские музыкально-риторические фигуры обретали в его музыке новую жизнь. Чаще всего он миксовал отдельные интонации и мелодические обороты классицизма и соединял их с современной гармонией и острым ритмом. Так Стравинский втягивал в свое звуковое пространство многие эпохи — от средневековых хоралов до романтизма Чайковского — и говорил с ними с позиции человека XX века.
Оригинал:
Например, здесь Стравинский взял за основу произведения Генделя, творившего почти на 200 лет раньше, — в частности, его концерты (кончерто гроссо). :

Почти каждый год этого периода Стравинский создает по шедевру: он пишет несколько симфоний, в том числе Симфонию псалмов, инструментальные концерты — для фортепиано, скрипки, кларнета; создает четыре балета — «Поцелуй феи», «Игра в карты», «Аполлон Мусагет», «Орфей», две оперы — «Царь Эдип» и «Похождения повесы».
Стравинский: