Top.Mail.Ru
Фрагмент из балета «Весна священная»
Хореография Вацлава Нижинского, восстановление М. Ходсон
Жан Кокто
По легенде, когда Стравинский принес Сергею Дягилеву «Весну священную» и начал играть на рояле первые такты, Дягилев вежливо спросил: «А долго ли это будет продолжаться?»
«До конца», — ответил Стравинский.

Больше ста лет этот балет вызывает ощущение невероятного новаторства — до сих пор будоражит умы музыкантов и питает самые разные музыкальные направления, вплоть до джаза и даже рэпа. Стравинский писал, что идея о девушке, которую должны принести в жертву в честь бога плодородия, пришла к нему совершенно неожиданно, и так случилось, что над воплощением этого видения поработали сразу три гения — сам Стравинский, художник и знаток славянского язычества Николай Рерих и хореограф-новатор Вацлав Нижинский (подробнее — «Неофольклорист»). В итоге 29 мая 1913 года в Театре Елисейских Полей произошла самая настоящая революция в мире искусства. Ошеломляющая новизна звучания вывела из себя рафинированное французское общество: оскорбленная публика устроила легендарный скандал, переросший в драку, а саму музыку из-за криков публики практически не было слышно — танцоры были вынуждены танцевать под громкий счет Нижинского.

Однако всего год спустя музыка была сыграна отдельно в концертном исполнении и стала абсолютным хитом — после овации публика понесла Стравинского на руках. Именно в этот день и в мире танца, и в мире музыки началась новая эпоха — и «Весна священная» стала в ней знаменем нового искусства.

«Публика смеялась, вопила, свистела, хрюкала и блеяла и, возможно, со временем устала бы, но толпа эстетов и кое-какие музыканты в непомерном рвении принялись оскорблять и задевать публику в ложах. Шум перешел в рукопашную.
Стоя в ложе, со съехавшей набок диадемой, престарелая графиня де Пурталес, красная как мак, потрясала веером и кричала: „Впервые за шестьдесят лет надо мной осмелились издеваться…“ Милая дама не кривила душой: она верила, что это розыгрыш».