Top.Mail.Ru
Обращение к народной музыке в начале XX века уже не являлось чем-то новым: композиторы «Могучей кучки» и другие композиторские школы с удовольствием использовали фольклор в своих сочинениях. Однако именно Стравинского можно назвать настоящим королем неофольклоризма. Он одним из первых начал использовать не облагороженный городской фольклор, но его древние, гораздо более «дикие» формулы. Первые эксперименты неразрывно связаны с фигурой гениального импресарио Сергея Дягилева.
Участники «Русского балета» Сергея Дягилева. Слева направо: Ан. С. Боткина, П. Г. Корибут-Кубитович, Т. П. Карсавина, В. Ф. Нижинский, И. Ф. Стравинский, А. Н. Бенуа, С. П. Дягилев, Ал. С. Боткина
А так звучит стилизация Стравинского — в балете «Свадебка» на текст из антологии русских песен Петра Киреевского для четырех роялей и 13 ударных.
Дело в том, что до сложения всем известной русской протяжной песни существовал огромный пласт обрядовой музыки, которая сопровождала человека практически все время: например, на разное время года пелись свои календарные песни — заклички, веснянки, колядки. В отличие от своих предшественников Стравинский чаще всего использовал наиболее древние слои русского фольклора: низкие жанры, обрядовую песенную традицию, «маргинальный» русский фольклор с его частушками и плясовыми (подробнее — «Сказочник»). Композиторы XIX века стремились привести мелодию целиком: например, Чайковский брал песню и вписывал ее в свой собственный стиль так, чтобы она не пострадала, соответственно, и стилизация его была мягкой: Стравинский же работал с материалом довольно жестко, создавая грубоватое звучание, которое называли «смесью водки с французскими духами».

Как правило, Стравинский экспериментировал с определенным типом интонации, которая называется «трихорд», и со временем выработал собственную систему: многократно дублируя эти попевки из трех-четырех звуков, он накладывает их на оригинальную жесткую гармонию и соединяет с острым непредсказуемым ритмом.
Так звучит аутентичная весенняя закличка — мощная, языческая и даже в чем-то страшная.
Неофольклорный, или, как его еще называют, «русский» период музыкальной жизни Стравинского продлился с 1908 по 1923 год: за эти 15 лет им были созданы самые узнаваемые произведения — балеты «Жар-птица», «Петрушка», «Весна священная», «Байка», а также «Свадебка».