Top.Mail.Ru
«В настоящее время новаторство в области гармонии исчерпало себя... Современное ухо требует совершенно иного подхода к музыке. Ритм, ритмическая полифония, мелодическая или интервальная конструкция — вот те элементы музыкальной формы, которые подлежат разработке сегодня».
Стравинский был человеком сложным и в каких-то вопросах весьма непостоянным, однако именно мощный комплекс противоборствующих в нем сил рождал его узнаваемый композиторский почерк.

Одна из главных узнаваемых черт музыки Стравинского — акцентно-ритмическое начало. Фактически главенство ритма оставалось неизменным в каждой из выбранных им стилистик: острые сопоставления размеров и сознательное запутывание как исполнителя, так и слушателя — визитная карточка композитора. Например, в партитуре «Весны священной» (подробнее — «Новатор») в соседних тактах последовательно идут размеры 4/4, 5/8, 9/9, 6/8, 3/16.

Любая партитура Стравинского представляет собой сложную систему импульсов, растяжений и сжатий, или «мелодико-ритмических заиканий», как он сам их называл. Ему от природы было свойственно феноменальное чувство ритма — в отличие от многих исполнителей его музыки, которую он конструировал, словно бы собирая мозаику: именно поэтому его так страстно обожали джазовые музыканты, чувствуя в нем своего. Сам Стравинский использовал джазовые мотивы уже в «Истории солдата», а следы блюза и буги-вуги можно обнаружить и в самых серьезных его вещах — например, в балете «Агон».
Из воспоминаний оркестрантов

«У нас не остается времени для того, чтобы слушать и оценивать: мы заняты одним — отсчитыванием восьмушек!»
Игорь Стравинский