Top.Mail.Ru
Отцом Игоря Стравинского был известный русский бас Федор Стравинский, которого называли предшественником Шаляпина, его мать, Анна Холодовская, — прекрасная пианистка и концертмейстер. Музыке Игоря специально никогда не учили (за исключением домашних занятий на фортепиано) и музыкальной карьеры ему не прочили: как и многие композиторы, он собирался стать юристом, несмотря на то что гимназию окончил с чудовищными оценками.
Федор Игнатьевич Стравинский с женой Анной Кирилловной (в девичестве Холодовской), 1874 год
В гостиной Николая Римского-Корсакова. Слева направо: Игорь Стравинский, Римский-Корсаков, его дочь Надежда Римская-Корсакова, ее жених Максимилиан Штейнберг и Екатерина Гавриловна Стравинская, урожденная Носенко, первая жена Стравинского
Однако в университет Стравинский поступил и параллельно сразу же начал брать уроки музыки. Удивительно, но все его музыкальное образование было частным, домашним: Стравинский никогда не учился в консерватории и формировался по большей части самостоятельно, как настоящий самородок. Но был в его жизни и любимый учитель. Позже с ним стал совершенно бесплатно заниматься сам Николай Андреевич Римский-Корсаков — главный и единственный наставник Стравинского, в какой-то мере даже заменивший отца после смерти Федора Игнатьевича. Стравинский открыто учителю подражал — даже купил себе такую же, как у Римского-Корсакова, каракулевую шубу и точно так же надевал две пары очков, когда ему нужно было рассмотреть какие-то мелкие детали в партитуре.

«Я был очень к нему привязан и искренне его любил. Оказывается, он отвечал мне тем же, но узнал я об этом лишь впоследствии от его родных: при характерной для него сдержанности ему были чужды всякие излияния чувств».
Игорь Стравинский
В 1908 году Римский-Корсаков умер, и Стравинский написал в его честь Погребальную кантату, которая долгое время считалась потерянной и чудом нашлась только в 2015 году. Помимо кантаты, в это время он создал симфоническую фантазию «Фейерверк» и «Симфоническое скерцо»: по стечению обстоятельств на премьере оказался Сергей Дягилев — и эта встреча изменила весь рисунок музыкальной культуры на ближайшие десятилетия: вместе они фактически создали русский модерн (подробнее — «Неофольклорист»).