Top.Mail.Ru
Композитор 1000 и одного стиля, «музыкальный Протей» , «композитор-хамелеон» — так называли Стравинского: всю жизнь он менял маски и охватывал своим искусством разные эпохи и стили от архаики и средневековья до авангарда и ультрасовременных джазовых звучаний. Однако, несмотря на разнообразие обликов и ипостасей, мы легко узнаем его музыку: какой бы стиль Стравинский ни использовал, в его произведениях всегда сохраняется яркая индивидуальность (подробнее — «Хулиган»), которая подхватывает чужие наработки и втягивает их на свою орбиту. Он любил использовать уже созданное: поначалу это были отдельные цитаты из народных песен (подробнее — «Неофольклорист»), затем отдельные стилевые приемы композиторов (подробнее — «Неоклассик»), а под конец — целые техники (подробнее — «Додекафонист»).
Милан Кундера
«В произведениях Стравинского европейская музыка вспомнила свою тысячелетнюю жизнь; это было ее последним сновидением, перед тем как уснуть вечным, без сновидений, сном».
«Все, что я люблю, я хочу присвоить», — так говорил о себе Стравинский и даже называл эту свою особенность редкой формой клептомании.
В древнегреческой мифологии Протей — морское божество, способное принимать любое обличье.
В древнегреческой мифологии Протей — морское божество, способное принимать любое обличье.
В древнегреческой мифологии Протей — морское божество, способное принимать любое обличье.
В древнегреческой мифологии Протей — морское божество, способное принимать любое обличье.
В древнегреческой мифологии Протей — морское божество, способное принимать любое обличье.
В древнегреческой мифологии Протей — морское божество, способное принимать любое обличье.
В древнегреческой мифологии Протей — морское божество, способное принимать любое обличье.
В древнегреческой мифологии Протей — морское божество, способное принимать любое обличье.
В древнегреческой мифологии Протей — морское божество, способное принимать любое обличье.
В древнегреческой мифологии Протей — морское божество, способное принимать любое обличье.
В древнегреческой мифологии Протей — морское божество, способное принимать любое обличье.
В древнегреческой мифологии Протей — морское божество, способное принимать любое обличье.
В древнегреческой мифологии Протей — морское божество, способное принимать любое обличье.
В древнегреческой мифологии Протей — морское божество, способное принимать любое обличье.
Игорь Стравинский (1882–1971) и композитор Надя Буланже (1887–1979) на борту трансатлантического парохода, 1937 год
Милан Кундера
«Я не живу ни в прошлом, ни в будущем. Я — в настоящем. Я не знаю, что будет завтра. Для меня существует только истина сегодняшего дня. Этой истине я призван служить и служу ей с полным сознанием».
Стравинский легко умел «переодевать» не только стили, но и страны. Он дважды в своей жизни эмигрировал: его жизнь во Франции, Германии, Швейцарии и США была эмиграцией художника, которому жизненно важно было находиться в самом центре бурлящего котла современного искусства и беспрепятственно напитывать им свое творчество. К концу жизни Стравинский стал настоящим космополитом, говорил на четырех европейских языках, писал — на семи и находился в перманентном скоростном движении. Для всего европейского мира он был признанным гением — но в России, в стране, где он родился, его музыка зазвучала далеко не сразу.
«Стравинский находит в музыке единственное отечество. Его единственный дом — это музыка, вся музыка всех музыкантов, история музыки… Он сделал все, чтобы чувствовать себя там как дома».