Беседа одного из главных специалистов по творчеству Шнитке профессора Московской консерватории доктора искусствоведения Валентины Холоповой и скрипача и дирижера Илья Гайсин. Долгий и содержательный разговор под общим названием «Панорама творчества А. Шнитке» мы разделили на несколько выпусков.
Первый выпуск посвящен культурно-историческому контексту формирования Шнитке-композитора и двум его знаковым сочинениям — Симфонии № 1 и «Сюите в старинном стиле».
Благодарим за помощь в организации съемки проект «Сноб» / snob.ru
Произведения, о которых идет речь в выпуске
1. А. Шнитке. Первая симфония (1969-1972)
Исполняет Симфонический оркестр Министерства культуры СССР, дирижёр Г. Рождественский.
2. А. Шнитке. «Сюита в старинном стиле» (1972)
Исполняет Государственный камерный оркестр «Виртуозы Москвы», дирижёр В. Спиваков.
Упомянутые в выпуске материалы
1. Постановление Политбюро ЦК ВКП(б) Об опере «Великая дружба» В. Мурадели (1948)
2. Фильм «И все-таки я верю» (1974)
Другие выпуски
Второй — о двух симфонических шедеврах Шнитке: Третьей и Четвертой симфониях.
Во втором выпуске «Панорамы» скрипач и дирижер Илья Гайсин беседует с профессором Валентиной Николаевной Холоповой о двух симфонических шедеврах Шнитке: Третьей и Четвертой симфониях, затрагивая широкий круг тем, связанных с этими сочинениями.
Мы рекомендуем после беседы прослушать эти симфонии полностью, ссылки вы найдете ниже.
Произведения, о которых идет речь в выпуске
1. А. Шнитке, Третья симфония (1981)
Исполняет симфонический оркестр Берлинского радио, дирижер В. Юровский
2. А. Шнитке, Четвертая симфония (1984)
Исполняет Государственная академическая симфоническая капелла России, дирижер В. Полянский
Другие выпуски
Первый — о культурно-историческом контексте формирования Шнитке-композитора
Благодарим за помощь в организации съемки проект «Сноб» / snob.ru
В третьем выпуске «Панорамы творчества Альфреда Шнитке» Валентина Николаевна Холопова и Илья Гайсин продолжают разговор о знаковых сочинениях композитора, освещая не только историю создания и философские концепции, но и личное отношение Шнитке к этим произведениям.
Ссылки на полные записи Альтового концерта и кантаты «История доктора Иоганна Фауста» вы найдете в описании видео.
Произведения, о которых идет речь в выпуске
1. А. Шнитке, Концерт для альта с оркестром (1985)
Исполняют Юрий Башмет (альт) и Лондонский симфонический оркестр, дирижер М. Растропович
2. А. Шнитке, Кантата “История доктора Иоганна Фауста” (1983)
Исполняют Р. Котова (контральто) и Симфонический оркестр министерства культуры СССР, дирижер Г. Рождественский
Благодарим за помощь в организации съемки проект «Сноб» / snob.ru
Четвертый выпуск «Панорамы творчества А. Шнитке» освещает религиозные и нравственные аспекты мировоззрения Альфреда Шнитке и знакомит с такими сочинениями композитора, как Второй концерт для скрипки с оркестром, Реквием и Концерт для хора на стихи Грегора Нарекаци.
Произведения, о которых идет речь в выпуске
1. А.Шнитке, Концерт дя скрипки с оркестром №2 (1966)
Исполняют Г. Кремер (скрипка), Камерный оркестр Европы, дирижер К. Эшенбах
2. А.Шнитке, Реквием (1996)
Исполняет Государственная академическая симфоническая капелла России, дирижер В. Полянский
3. А.Шнитке, Концерт для (смешанного) хора (1988)
Исполняет Государственный камерный хор министерства культуры СССР, дирижер В. Полянский
4. А.Шнитке, Фортепианный квинтет (2003)
Исполняют Алексей Любимов и Keller Quartett
Благодарим за помощь в организации съемки проект «Сноб» / snob.ru
Беседы о Шнитке. Часть первая
В первом выпуске музыковед Анна Фефелова и главный хормейстер musicAeterna Виталий Полонский говорят о хоровой музыке Шнитке в целом и о Концерте для хора в репертуаре musicAeterna. Какие сочинения мечтает исполнить Виталий Полонский, какую пластинку он привез с собой в Новосибирск, почему пауза звучит на фортиссимо и что общего у Шнитке и Лигети, вы узнаете уже сегодня.
Беседы о Шнитке. Часть вторая
Музыковед Анна Фефелова и главный хормейстер musicAeterna Виталий Полонский говорят об особенностях партитуры Концерта для хора Альфреда Шнитке. Они расскажут, зачем здесь колокольный ритм, как Шнитке удается создать эффект храмового звучания даже в концертном зале, какое слово композитор добавляет к тексту Григора Нарекаци и что еще можно услышать в этом сочинении.
Духовные произведения советских композиторов
Лекция «Духовные произведения советских композиторов второй половины XX века» завершает Лабораторию современного зрителя, посвященную Шнитке. На видео — разговор о сочинениях мастеров прошлого столетия, от Александра Архангельского до Альфреда Шнитке. Про трудные, почти подвижнические и нередко новаторские опыты возвращения к религиозным темам в годы атеизма, рассказывает Георгий Ковалевский — кандидат искусствоведения, музыковед, научный сотрудник сектора музыки Российского института истории искусств.