fbpx
Событие в рамках резиденции в Доме Радио
Событие в рамках резиденции в Доме Радио
Событие в рамках резиденции в Доме Радио
Событие в рамках резиденции в Доме Радио
Событие в рамках резиденции в Доме Радио
Событие в рамках резиденции в Доме Радио
Событие в рамках резиденции в Доме Радио
Событие в рамках резиденции в Доме Радио
Событие в рамках резиденции в Доме Радио
3 декабря, 21:00

Концерт хора musicAeterna: Сысоев, де Машо, Смирнов

Купить билет

Вход по QR-коду о полной вакцинации или перенесенной болезни и документу, идентифицирующему личность.

Программа

Алексей Сысоев (р. 1972)
Pie Jesu (2016) для смешанного хора и альта соло

Гийом де Машо (ок. 1300–1377)
Credo (до 1365) для хора a capella

Дмитрий Смирнов (р. 1952)
«Молитвословия» из Литургии св. Иоанна Златоуста (1992) для смешанного хора a capella

Продолжительность: 1 час

Подробнее

В преддверии нового концертного тура хор musicAeterna дает «домашний» концерт с музыкой трех полярных стилей, связанных общей темой. Литургия – католическая и православная – многие века являлась для композиторов ключевым объектом приложения сил и помыслов, тем рычагом, с помощью которого они приводили в движение музыкальный мир. Современные произведения на литургические тексты далеко не всегда предназначены для исполнения в церкви, но они неминуемо переносят церковное переживание музыки в контекст светского концерта.

Алексей Сысоев (р. 1972) создал Pie jesu – одну из частей католической заупокойной мессы, Реквиема – в 2016 году в рамках московского фестивального проекта «Реквием памяти Жоскена Депре», в котором Реквием ученика Депре, франко-фламандского композитора Жана Ришафора (1532) вступал в диалог с пятью новыми сочинениями на тексты недостающих в Реквиеме частей. Pie Jesu Алексея Сысоева – это своего рода упражнение на созерцательность: неспешно текущие кластеры хора разрезают лишь струны альта и постукивание деревянных палочек – клавесов, на которых играют басы.

Credo (до 1365) Гийома де Машо – центральная часть его Мессы де Нотр-Дам, первого ординария мессы в истории европейской музыки, написанного одним автором. Великий французский композитор и поэт Высокого средневековья создал художественный прецедент, которому поныне следуют композиторы по всему миру. Между тем, пять частей 4-хголосного шедевра Машо написаны в разных стилях. Kyrie, Sanctus, Agnus Dei и Ite, missa est основаны на соответствующих григорианских хоралах и написаны как сложные полифонические мотеты с использованием изоритмии (то есть математической игры с длительностями нот). Gloria и Credo («Верую») особенно насыщены литургическим текстом и «скандируют» его в более простом стиле, какой до Машо использовали анонимные создатели так называемой Турнейской мессы. Распевы внутри фраз коротки, между строфами появляются бестекстовые «ритурнели», в финале звучат обширные, прихотливо устроенные мелизматические распевы на слово Amen.

Дмитрий Смирнов – петербургский композитор, автор множества произведений, включенных в современный хоровой репертуар – написал «Молитвословия» из Литургии св. Иоанна Златоуста в 1992 году. Его фрагменты православной литургии находятся в русле русской литургической и паралитургической традиции, коренящейся в шедеврах Бортнянского, Танеева и Гречанинова. «Молитвословия» предназначены более для концертной эстрады, нежели для исполнения в церкви. Их отличают особая мягкая эмоциональность и мастерское владение хоровым письмом.

Участники:

хор musicAeterna, Федор Леднев

Поделиться:

Концерт хора musicAeterna: Сысоев, де Машо, Смирнов

Купить билет

Ближайшие события резиденции

Событие в рамках резиденции в Доме Радио
Событие в рамках резиденции в Доме Радио
Событие в рамках резиденции в Доме Радио

An event of Dom Radio residency
An event of Dom Radio residency
An event of Dom Radio residency
An event of Dom Radio residency
An event of Dom Radio residency
An event of Dom Radio residency
An event of Dom Radio residency
An event of Dom Radio residency
An event of Dom Radio residency
December 3, 21:00

Concert of the musicAeterna choir: Sysoev, de Macho, Smirnov

Program

Alexey Sysoev (b. 1972)
Pie Jesu (2016) for choir and alto solo

Guillaume de Machaut (ca. 1300–1377)
Credo (before 1365) for choir a capella

Dmitri Smirnov (b. 1952)
Prayers from St. John Chrysostom’s Liturgy (1992) for mixed choir a capella

Duration: 1 hour

Details

On the eve of a new concert tour, the musicAeterna choir will present a ‘house concert’ featuring music from three contrasting styles, linked by a common theme. For centuries, the Catholic and Orthodox liturgies have been the key objective of endeavour for composers, the tool to set the musical world in motion. Contemporary works to liturgical texts are not necessarily for performance in church, but they inevitably bring the religious experience of the music into the context of a secular concert.

Alexey Sysoev (b. 1972) created Pie Jesu, a part of the Catholic requiem mass, in 2016 for the Moscow festival project Requiem in Memoriam Josquin Desprez. The Requiem of Desprez’s student, the Franco-Flemish composer Jean Richafort (1532), entered into dialogue with five new works on texts of the missing parts of the piece. Alexey Sysoev’s Pie Jesu is an exercise in contemplation: the leisurely flowing clusters of the choir are cut by alto strings and the tapping of the wooden sticks, the claves which the basses play.

Guillaume de Machaut’s Credo (before 1365) is the centrepiece of his Messe de Nostre Dame and the earliest Ordinary of the Mass in the history of European music written by a single composer. The great French composer and poet of the High Middle Ages set an artistic precedent still followed by composers across the world today. Meanwhile, the five movements of Machaut’s four-voice masterpiece are composed in different styles. The Kyrie, Sanctus, Agnus Dei and Ite, missa est are based on the corresponding Gregorian chants and composed as complex polyphonic motets using isorhythm (i.e. mathematical play on note values). The Gloria and Credo (‘I believe’) are particularly rich in liturgical text, and they chant it in a plainer manner, as used before Machaut by the anonymous creators of the so-called Tournai Mass. The melisma within the phrases are short, and textless ritornels appear between stanzas, while the finale presents extensive, sophisticated melismatic cantus on the word ‘Amen’.

Dmitri Smirnov, a composer from St. Petersburg, who has written numerous works of the contemporary choral repertoire, created the Prayers from St. John Chrysostom’s Liturgy in 1992. His excerpta from the Orthodox liturgy is in keeping with the Russian liturgical and paraliturgical tradition, rooted in the masterpieces of Bortniansky, Taneyev, and Gretchaninov. The Prayers are intended more for the concert stage than for performance in church. They are notable for their particular soft emotionality and exquisite mastery of choral composition.

Participants:

musicAeterna choir, Fedor Lednev

Share:

December 3, 21:00

Concert of the musicAeterna choir: Sysoev, de Macho, Smirnov